СЛОВО ЦЕРКВИ

"Не прикасайтеся помазанным Моим"

Святитель Филарет Московский
СЛОВО В ДЕНЬ ТОРЖЕСТВЕННАГО ВЕНЧАНИЯ И СВЯЩЕННАГО ПОМАЗАНИЯ НА ЦАРСТВО БЛАГОЧЕСТИВЕЙШАГО ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА, ГОВОРЕННОЕ В МОСКОВСКОМ УСПЕНСКОМ СОБОРЕ, СЕНТЯБРЯ 15 ДНЯ, 1821 ГОДА

Как часто необученная послушанию мысль подчиненнаго, нечистым прикосновением касается самых намерений власти, и полагает на них собственную свою нечистоту! Клеврет мой! кто дал тебе власть над твоими владыками? Кто поставил тебя судиею твоих судей? Христианская душа! ты призвана повиноватися за совесть (Рим. 13.5): елико можно, не прикасайся власти, ниже словом ропота, ниже мыслию осуждения...

О ЛЮБВИ К ОТЕЧЕСТВУ

Архіеп. Августинъ Виноградскій († 1819 г.)
Слово въ день Коронаціи Императора Александра I
Говорено 15-го Сентября 1808 года

Когда Святымъ помазаніемъ освящаются Цари, то чрезъ сіе таинственное дѣйствіе не только утверждается неограниченная ихъ власть, которую получаютъ они надъ человѣками отъ Царя царствующихъ, но вмѣстѣ пріемлютъ великую обязанность пещися о благоденствіи народовъ, покаряющихся державѣ ихъ. И ты, сказано при помазаніи Царю Израильскому, и ты царствовати будеши въ людехъ Господнихъ, и ты спасеши я отъ руки врагъ ихъ окрестъ (1 Цар. 10, 1)...

"Благодарность есть необходимый долгъ, которымъ подданные обязаны Царю"

Архіеп. Августинъ Виноградскій († 1819 г.)
Слово въ день Коронаціи Императора Александра I
Говорена 15-го Сентября 1810 года

Благодарность есть необходимый долгъ, которымъ подданные обязаны Царю: но могутъ ли они достойно Ему благодарить? — Могутъ, могутъ достойную приносить Ему жертву ежели будутъ совершенно Ему покорны и вѣрны. — Исполнимъ обязанности сіи; воздадимъ Кесарева Кесареви...

О молитвѣ

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.)
Слово въ день священнаго мѵропомазанія, и торжественнаго вѣнчанія на царство, Благочестивѣйшаго Государя Императора Александра Павловича, Самодержца Всероссійскаго, говоренное въ Московскомъ Успенскомъ Соборѣ, Сентября 15 дня, 1823 года

Будемъ остерегаться, чтобы нечистое намѣреніе, какъ червь, не повредило плода молитвы въ самой его внутренности. Какъ недостойна была бы, напримѣръ, молитва за Царя, если бы кто предсталъ въ ней съ прочими только для того, чтобы исполнить обычай и гражданскую обязанность! Нѣтъ! Не того требуетъ Христіанство; не того достоинъ Царь. Искреннимъ сердцемъ, и всею душею да приносимъ молитвы за вся человѣки, за царя, и за всѣхъ, иже во власти суть, съ чистымъ намѣреніемъ, да тихое и безмолвное житіе поживемъ во всякомъ благочестіи и чистотѣ...

Св. Иоанн Златоуст. О ПОВИНОВЕНИИИ (Беседа 23 на послание к Римлянам)

Ибо нет власти не от Бога”, - говорит (апостол). Как это? Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает (апостол). У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, - все это я называю делом Божьей Премудрости. Потому (апостол) и не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но рассуждает вообще о существе власти и говорит: “Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены”. Так и Премудрый, когда говорит, что “от Господа сочетается жена мужу” (Притч. 19:14), разумеет здесь, что брак установлен Богом, а не то, что Бог сочетает каждого вступающего в брак, так как мы видим, что многие вступают в брак с дурным намерением и не по закону брака, и этого мы, конечно, не можем вменить Богу...

Св. Иоанн Златоуст. ПОЧЕМУ ПОСТУПАЮЩИЙ ЖЕСТОКО НАЗЫВАЕТСЯ КРОТКИМ
(Из толкования на 131 псалом)

Поражать еще не значит быть суровым, и щадить не значит быть кротким; кроток тот, кто и может переносить нанесенные ему самому оскорбления, и защищает несправедливо обижаемых и сильно восстает против обижающих; напротив, кто не таков, тот беспечен, сонлив, нисколько не лучше мертвого, а не кроток, не скромен. Не обращать внимания на обижаемых, не соболезновать несправедливо страждущим, не гневаться на обижающих, - это не добродетель, а порок, не кротость, а беспечность...

Блаженный Симеон Фессалоникийский. Избранные главы из Разговора о святых священнодействиях и таинствах церковных. О Царях

Запечатлеваясь миром, печатью и помазанием Сущаго Царя всех, Царь облекается силою, поставляется в образ Его на земле, и приемлет сообщаемую благоуханным миром благодать Духа, утверждающую верховных правителей гражданства и воинства. Молитвами же (иерарх) ограждает, охраняет, укрепляет и совершает его, испрашивая ему от Державного и единого Бладыки и Господа всех благ земных и небесных...

Св. Иоанн Кронштадтский. Слово на день восшествия на прародительский всероссийский престол Его Величества Государя Императора Николая Александровича 21 октября 1904 года

Царь есть образ Царя небесного; Бог Един – и царь един. Разум наш, при своем познавании, обобщает все бесчисленные вещи и явления в мире, и возводит их к единству. Мир, при своем бесконечном разнообразии вещей, явлений и действий есть одно общее стройное целое, объединяемое Единым Творцом – и Промыслителем и одной общей целью – служить славе Творца и благобытию, и блаженству тварей разумных и неразумных, проявлять Его премудрость, красоту и благость бесконечную. Его силу всемогущую. Его правду вечную. Его единство и троичность. Бог единственный Царь неба и земли, доколе стоят они и не разрушаются. Ибо придет время когда и они разрушатся (2 Петр. 3, 10), по слову Божию. И так Один Бог облекает и препоясывает царей Своею силою, великолепием и красотою и возлагает на главу их царский венец...

Св. Иоанн Кронштадтский. Царства земные колеблются и падают от безверия и беззакония

Держись же, Россия, твердо веры своей и Церкви, и Царя православного, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия и не хочешь лишиться царства и Царя православного. А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от неё многие интеллигенты – то не будешь уже Россией или Русью святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга...

Св. Ириней Лионский. О тираническом царстве антихриста

Из того, что будет при антихристе, видно, что он, будучи отступник и разбойник, хочет, чтобы поклонялись ему как Богу, и, будучи раб, хочет, чтобы его провозглашали царем. Он, получив всю силу диавола, придет не как царь праведный и законный, но как нечестивый, неправедный и беззаконный, как богоотступник, злодей и человекоубийца, как разбойник, повторяющий в себе диавольское богоотступничество; он устранит идолов, чтобы внушить, что он сам Бог...

Святитель Иоанн (Максимович). Почему с молитвами Животворящему Кресту соединяются молитвы о Царях?

Какой же смысл имеет моление о Царях в молитвах святому кресту, когда какой-либо народ не имеет своего православного Царя?
Во-первых, — православные народы должны молиться не только за своих Государей, а как члены одного тела — Церкви, также и за других православных Государей ...
Во-вторых, — при возношении молитв о Царях мы молимся не только о нынешних Царях, но и о будущих православных Царях, ибо по толкованию святого Иоанна Златоуста православные Государи будут держать власть до пришествия антихриста, удерживая распространение зла. Вот почему Церковь Православная не перестает молиться «победы благоверным Царем на сопротивныя даруя» ...

Архиепископ Серафим (Соболев). О БОГОУСТАНОВЛЕННОСТИ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

"Утверждение критики: «...нельзя говорить, что только одна власть царская установлена Богом», является неправильным. Власть отца, власть патриарха, власть судей и власть царская — это, по учению митрополита Филарета, есть по своей природе та же царская власть, которая действительно только одна и происходит от Бога...

Ни конституционный, ни республиканский строй правления не являются богоустановленными, ибо та и другая политические формы правления представляют собою результат ниспровержения богоустановленной царской самодержавной власти и поэтому не могут почитаться властью, установленной от Бога...

В Библии имеется много свидетельств о богоустановленности языческой царской власти, как таковой, не освященной таинством святого миропомазания..."

Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 80-летию убиения Императора Николая II и Его Семьи

"Убийство Царской семьи – тяжелое бремя на народной совести, которая хранит сознание того, что многие наши предки, посредством прямого участия, одобрения или безгласного попустительства, в этом грехе повинны. Покаяние же в нем должно стать знамением единства наших людей, которое достигается путем не безразличного соглашательства, но вдумчивого осмысления произошедшего со страной и народом... грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его..."

Святитель Иоанн (Максимович) Архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский. ГРЕХ ЦАРЕУБИЙСТВА

Такие преступления не остаются безнаказанными. Они вопиют к Небу и низводят Божий гнев на землю. Если подвергся смерти иноплеменник — мнимый убийца Саула, — за убийство беззащитного Царя-Страдальца и его Семьи страдает ныне весь русский народ, допустивший страшное злодеяние и безмолвствоваший, когда Царя подвергли унижению и лишению свободы...

Святитель Иоанн (Максимович) Архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский. СТРАСТОТЕРПЕЦ НИКОЛАЙ II

"Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей" (Быт. 4,10-11).
Так изрек Бог Каину после убийства им Авеля. Незлобивый, кроткий Авель бездыханный и безгласный лежал на земле. Но кровь его вопияла к небу. О чем вопияла она? Вопила земля, вопила природа, взывая к Богу о правосудии. Вопила, ибо не могла молчать, потрясенная совершившимся преступлением...

Агапитъ Діаконъ († VI в). Увещательные главы къ Императору Юстиніану

Государь! Ты почтенъ саномъ высшимъ всякаго другаго; посему паче всехъ почитай Бога, который сподобилъ тебя сана. Онъ, по образу небеснаго Царствія, вручилъ тебе скипетръ земнаго владычества, для того, чтобы ты, повинуясь законамъ правосудія и управляя подданными по законамъ, научилъ людей блюсти правду и обуздалъ неистовство дерзкихъ ея нарушителей...

Петр Александрович Лашкарев. Изъ чтенiй по церковному праву

"Глубокое убежденіе въ провиденціальной важности государственнаго авторитета въ порядке земной жизни человека, въ безответности властей во всемъ, что ни делаютъ они въ пределахъ права и законовъ, и въ ответственности ихъ только передъ судомъ Божіимъ въ такихъ случаяхъ, когда они преступаютъ границы права и законовъ, — это убежденіе остается неизменнымъ въ среде христіанской" ...

Св. Дмитрий Ростовский. Речь к великому Государю Петру I в 1701г.

"Как человек по душе своей есть образ и подобие Божие, так и христос Господень, помазанник Божий, по своему царскому сану есть образ и подобие Христа Господа. Христос Господь на небесах первенствует в Церкви торжествующей, христос же Господень по благодати и милости Христа Небесного предводительствует на земле в Церкви воинствующей. Тот вверху уготовляет венцы, Сей же внизу умножает подвиги, венцов достойные. Тот венчает победивших, Сей же для победы устраивает добрых воинов. Тот готовит вечные воздаяния, Сей поощряет храбрых рыцарей к отважной борьбе, чтобы ни напрасно жили, не без заслуг получили воздаяние. Тот положил душу Свою за Церковь Свою, которую приобрел ценой крови Своей; не щадит и этот души своей за Его, Христову, святую Церковь, за целость отечества Христианского полагает душу свою"...

Архіеп. Евгеній Баженовъ († 1862 г.). Слово въ день коронованія его Величества, Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича, Самодержца всероссійскаго, говоренное въ астраханскомъ кафедральномъ соборе, 22 августа 1848 года.

Постави, Господи, Законоположителя надъ ними; и такъ властитель выше народа, а не народъ выше властителя. Властитель поставляется надъ народомъ, а не народъ надъ властителемъ. Властитель есть Божій слуга (Рим. 13, 4), который имеетъ право награждать добрыхъ, и наказывать злыхъ, а не народъ, награждаемый и наказуемый властію. Поставленный отъ Бога Повелитель имеетъ власть надъ другими, а не народъ, который не можетъ ни самъ себе принимать власть, ни другимъ сообщать, какъ говоритъ Апостолъ: никтоже самъ себе пріемлетъ честь, а только званный отъ Бога, якоже и Ааронъ (Евр. 5, 4). Народъ призванъ не властительствовать, а повиноваться поставленной надъ нимъ власти. Этого требуетъ и вечный порядокъ, противъ котораго нельзя востать, не навлекши на себя гнева Божія и бездны несчастій...

ВЕРНОПОДДАННИЧЕСКИЕ ПИСЬМА СВ. ИОАННА (МАКСИМОВИЧА) АРХИЕПИСКОПА ШАНХАЙСКОГО И САН-ФРАНЦИССКОГО

"Незадолго до кончины Вашего Августейшего Родителя я обратился к Вам с докладом, как Наследнику Российского Престола, а по кончине Его принес Вам всепреданнейшее соболезнование. Ныне считаю должным еще раз выразить мою преданность Престолу Российских Царей и Вам, как Их Законному Преемнику..."

Отношение Патриарха Алексия II к Российскому Императорскому Дому

"С удовлетворением воспринял получения статуса юридического лица и государственную регистрацию Канцелярии Вашего Величества. Указанные Вами лица будут аккредитованы на официальных мероприятиях Московского Патриархата ..."

Отношение Патриарха Кирилла к Российскому Императорскому Дому

"Русская Православная Церковь, оставаясь хранительницей исторической памяти русского народа, традиционно поддерживает самые теплые отношения с Российским Императорским Домом..."